samarkandnews.uz – халқ депутатлари Самарқанд шаҳар кенгаши ва шаҳар ҳокимлигининг «Samarqand» газетаси раcмий веб-сайти

Уникальная коллекция художественного металла

Чоп этиш

Самаркандский государственный музей-заповедник располагает большой и разнообразной коллекцией художественного металла.

Это многочисленные образцы всех крупных центров ремесленного производства Узбекистана — Самарканда, Бухары, Хивы, Коканда, Шахрисабза и Ташкента.

Наиболее распространены сосуды для воды и чая — чойджуш, мискуза, мисчойнак, офтоба, кумган, обдаста, самовар-офтоба, чашеобразные сосуды — мискоса, мисчойнак, шарбаткоса для сладостей. Многочисленны образцы хозяйственной и бытовой посуды — подносы-лайли, крышки для закрывания пищи — саври, ведра — сатил, кружки и черпаки — сархуми и дулча, шумовки — капгир, тазики для умывания — дастшуй, шкатулки для хранения драгоценностей — сандукча, приборы для курения — мисчилим, пеналы — каламдон и ритуальные сосуды — чилькалит, подсвечники — чирог и шамдон.

Создавать художественные металлические изделия на территории современного Узбекистана начали с середины I тысячелетия до н.э. На художественных изделиях домашнего обихода доисламского периода выявлены рисунки, отображающие светские события, что свидетельствует о широкой распространенности этой профессии.

В VI-VII вв. в композициях металлических предметов от конкретных образов мастера переходят к более свободным изображениям. Узкогорлые, грушевидные, красивые кувшины, полуовальные миски, плоские ляганы украшали узорами "буртма", "чекма" и "уйма". В результате схемы композиций, как и на покрытых эмалью керамических изделиях Х-ХII вв., стали выполнять по единому шаблону.

В середине ХI века в прикладном искусстве Мавераннахра стало преобладать украшение орнаментом. Мотивы орнамента чеканных изделий традиционны для всех видов узбекского декоративно-прикладного искусства. В основном, это растительные, геометрические и реже зооморфные узоры, каллиграфические надписи. На бронзовых изделиях ХI-ХII вв. изображаются сцены охоты на гепардов, зайцев и других зверей, в зодиакальных композициях — козел и корова, птицы и рыбы. В чеканке раннего средневековья применяли ровный узор "ислими", позднее — "гирих". Распространение эпиграфического узора было новшеством. Нежная вязь, выполненная методом "куфи" или "насх", выражала пожелание здоровья, богатства и счастья владетелю сосуда.

Самаркандская чеканка устойчиво сохранила художественные традиции, сказывающиеся в формах изделий и в системе их убранства. Оригинальная форма самаркандских "чойдишей" удержалась до наших дней. Ручки сосудов делались иногда ажурными — "шабака", что наблюдается только в нашем регионе. В орнаментальных композициях часто встречается четырехлепестковый цветок "чорбарг". В фондах музея наиболее широко представлена самаркандская школа.

Кроме того, в музее представлена интересная коллекция инструментов, которыми пользовались мисгары.

Наряду с традиционными изделиями узбекских мастеров-мисгаров в фондах музея имеются образцы художественного и бытового металла из России, Польши, Индии, Китая, Афганистана, Ирана, Турции и Кавказа.

Муаллиф: Гулбахор АБДУРАХМАНОВА, старший научный сотрудник государственного музея истории культуры Узбекистана

4.04.2018 181 25 Маданият
окна фотограф html php памятники знакомства