samarkandnews.uz – халқ депутатлари Самарқанд шаҳар кенгаши ва шаҳар ҳокимлигининг «Samarqand» газетаси раcмий веб-сайти

МАГИЧЕСКАЯ АУРА ФАРФОРА

Чоп этиш

В фондах Самаркандского музея истории культуры Узбекистана собрана уникальная коллекция раритетных фарфоровых изделий.

В представленной здесь экспозиции выс­тавлены образцы, олицетворяющие многообразие форм, техник изготовления и оформления керамических изделий, имеющих древнюю историю. 

Изделия из фарфора появились в Китае в VII веке. В танскую эпоху такую продукцию оформляли преимущественно белой глазурью. Эволюция изготовления и декора фарфора в Поднебесной обусловило ее деление на семейства. В "зелёном семействе" преобладали росписи травянистых оттенков. Параллельно развивалось "желтое семейство" с красочным сочетанием лимонно-желтого фона с декоративными красками других цветов. Тогда же появился ряд приёмов декорирования. Например, "брызганый кобальт" — техника выдувания кобальтового порошка через бамбук на фарфоровые заготовки.  Изделия, получившие название "чёрное зеркало" покрывались чёрной глазурью, поверх которой наносили золотую роспись.

В период правления Амира Темура и темуридов в результате стремительного развития Великого Шёлкового пути изделия из фарфора в большом количестве завозились в Среднюю Азию. А местные мастера стали производить керамическую посуду, декорированную белой глазурью в подражание китайской фарфоровой посуде. Тогда же здесь фарфор стали называть словом "чинни" (дословно: "из Китая").  О популярности таких изделий может служить построенный Мирзо Улугбеком в местечке Боги Майдон близ Самарканда дворец "Чиннихона" ("Фарфоровый дом").

На рубеже XIX-XX веков по заказам из Средней Азии российскими фарфоровыми предприятиями промышленников   Ф. Гарднера и М. Кузнецова начали выпускаться живописные изделия, в которых учитывались самобытность и колорит нашего региона. Уникальность посуды была в том, что в ее орнамент были включены элементы вос­точного декора и надписи на арабском языке. Изделия с таким стилем оформления вывозилась во многие страны Востока и пользовались стабильным спросом.

Середина 50-х годов прош­лого века знаменует собой начало промышленного развития узбекской керамики и фарфора. В 1953 году вступил в строй Ташкентский фарфоровый завод. Здесь создается небольшой коллектив художников, одним из которых был Р. Арипджанов, создавший знаменитый сервиз с изображением белых раскрытых коробочек пушистого хлопка на синем фоне. Позднее художники завода разрабатывали все новые и новые версии "белого золота" в фарфоре.

А в 1970 году на основе самых передовых технических достижений того времени начал действовать Самаркандский фарфоровый завод (ныне СП "Асл Нафис"). Предприятие и сегодня производит разнообразную продукцию, которая пользуется большим спросом.

На действующей выставке фарфора в нашем музее представлены образцы, охватывающие период с конца ХIХ века до наших дней. Есть и редкие экспонаты китайского происхождения, например, огромная, оформленная богатой живописью ваза. Особое внимание посетителей притягивают подвешенные в стеклянной витрине на нитях удивительные пиалки. Если включить подсветку, то на тончайших боках засияют окошечки. Для создания такого эффекта мастера закладывали в сырьё для создания рисовые зёрнышки, которые удалялись после обжига, оставляя нежнейшие просветы.

Муаллиф: Сафура РУЗИМУРАДОВА, заведующая отделом искусств Самаркандского музея истории культуры Узбекистана

26.09.2018 95 75 Маданият
окна фотограф html php памятники знакомства