samarkandnews.uz – халқ депутатлари Самарқанд шаҳар кенгаши ва шаҳар ҳокимлигининг «Samarqand» газетаси раcмий веб-сайти

Дахма — гробница Шейбанидов

Чоп этиш

К востоку от медресе Тилля-Кари находится дахма Шейбанидов.

Это высокий прямоугольный саркофаг, облицованный мрамором, на котором некогда располагались надгробия над могилами самаркандских представителей Шейбанидской династии.

В XVI веке власть над Самаркандом принадлежала чингизидам из династии Шейбанидов. От этого времени в городе сохранился единственный памятник — дахма Шейбанидов.

Возвышение, облицовнное мрамором, расположенное между медресе Тилля-Кори и Шер-дор. В 1510 году в дахме был погребен основатель династии Шейбани-хан. Позже здесь же были похоронены и другие Шейбаниды.

Дахма несколько раз переносилась, заняв современное положения только в XX веке.

При открытии дороги, ведущей к мечети Биби-Ханым, дахма была перенесена примерно на 70-80 м к юго-востоку; порядок расположения надгробий был сохранен, но размеры дахмы уменьшены вдвое. Во время повторной реконструкции старогородской части Самарканда в 1960-1962 годах дахма была вновь перенесена к площади Регистан, где сейчас и находится.

Дахма — зороастрийский термин, восходящий через "дафма" к индоевропейскому корню "хоронить". В восточных регионах мусульманского мира, находившихся под влиянием древнеиранской культуры, дахма — "погребальное сооружение", "гробница", "надгробие". Доисламские дахмы представляли собой произвольно ориентированные здания с плоской кровлей, включали одну-две или нес­колько погребальных камер и служили для выставления трупа на кровле и хранения очищенных костей внутри сооружения. С распространением ислама и сменой идеологии происходила постепенная трансформация погребальных сооружений и обряда. Мусульманские дахмы ориентированы по сторонам света, а на кровлях устанавливались надгробия в честь умерших. Покойного в саване укладывали в центре погребальной камеры головой на север, обычно с поворотом лица на запад в сторону Мекки. При погребении соблюдалось разделение по половому признаку: мужчин и женщин хоронили в разных помещениях.

В XVI — начале XX веков в Бухаре, Самарканде и других крупных городах на территории культовых комплексов дахмы возводились над погребениями (или для погребения) духовных авторитетов либо лиц, занимавших достаточно высокое социальное положение и членов их семей.

Муаллиф: Подготовил Р. АБДУЛЛАЕВ.

23.07.2018 180 57 Маданият
окна фотограф html php памятники знакомства