samarkandnews.uz – халқ депутатлари Самарқанд шаҳар кенгаши ва шаҳар ҳокимлигининг «Samarqand» газетаси раcмий веб-сайти

В каждом узоре — дыхание веков

Чоп этиш

Среди яркой и красочной палитры национального ремесленничества Узбекистана особо выделяется техника набивного оформления натуральных тканей.

Уникальность этого вида народно-прикладного искусства в том, что оно тесно переплетается с таким древним и изящным направлением художественного промысла, как резьба по дереву.

Набойка — печатание рисунков на ткани с использованием резных деревянных штампов — калыбов. Исследователи считают родиной этого ремесла Индию, где впервые начали обрабатывать хлопок и получать ткани.  Вероятно, оттуда технология попала в Китай, а оттуда по Великому Шелковому пути распространилась по азиатскому и европейскому континентам. Народы, населявшие Среднюю Азию, использовали набивной ситец в качестве скатертей-дастарханов, ковриков для молитвы, настенных украшений, шитья одеял, поясов, халатов, постельного белья. В исторических источниках есть сведения, что ткани с набивными узорами завозились из Центральной Азии в города Урала и Поволжья.

— Благодаря сочетанию на тканях разнообразных узоров, наносимых деревянными шаблонами, создаются богатые по своей насыщенности орнаменты, олицетворяющие многовековое стремление нашего народа к прекрасному, — говорит мастер-набойщик самаркандского центра ремесленников в комплексе Рухабад Владимир Ахатбеков. — Это ремесло было семейным, секреты производства тщательно оберегались и передавались следующим поколениям по наследству.

Самая распространенная техника набойки представляет нанесение черных узоров на ткань светлых тонов. Простая на первый взгляд технология представляет собой сложный и трудоемкий процесс. Например, в древности для подготовки штампов кусок грушевого дерева пропитывали бараньим жиром и высушивали в течение года, после чего на нем вырезали рисунок.   

—  Специальная методика применяется в процессе подготовки состава, который впоследствии будет наносится штампом на ткань, — продолжил В. Ахатбеков. — Такой раствор получают в процессе жарки, смешивания и варки дробленного маша с мучной похлебкой, железными стружками, суставными костями животных, кожурой орехов. В итоге получается субстанция, сама по себе не дающая определенного цвета. Краска появляется только на специально подготовленной ткани. Материал, преимущественно бязь, предварительно кипятят в течение 30-40 минут, затем вываривают в отваре из наростов на определенных растениях или неспелых плодов фисташки. Только на обработанной таким образом ткани проявляются рисунки от деревянных штампов, которые могут сохранятся столетиями. А использование компонентов других растений позволяет получить цветной набойный материал с широкой палитрой красных, желтых и других оттенков.

Стоит ли удивляется тому, что такой трудоемкий процесс после начала промышленного производства тканей с рисунками вытеснил с многих рынков изделия мастеров-набойщиков. После обретения Узбекистаном независимости в нашей стране началось бурное возрождение утраченных ремесел, и техника изготовления набойных тканей по классическим технологиям не стала исключением.

В последние десятилетия в мире наметилась устойчивая тенденция растущего интереса к экологически чистым, натуральным изделиям. Выполненные, как и много веков назад кустарным способом набивные ткани, сегодня переживают второе рождение. Например, в самаркандских арт-галереях из таких материалов шьют дизайнерскую одежду, оригинальные женские сумки, другие модные атрибуты, настенные украшения. Они становятся все более востребованными не только зарубежными, но и отечественными туристами. А значит, у одной из древнейших профессий есть будущее.

Муаллиф: Ринат АБДУЛЬМАНОВ Фото автора.

16.05.2018 162 37 Маданият
окна фотограф html php памятники знакомства